МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Рисуем как Сезанн

пятница, 23 февраля 2018 г.

Рисуем как Сезанн

   Как вы думаете, каким был человек, изображённый на автопортрете?  Демонстрируем автопортрет Сезанна  1875 года.
Наверняка ребята заметят  мрачный облик, высокий лоб и настороженный внимательный взгляд.
Он и был нелюдимым затворником, мнительным трудоголиком, сохранившим дружеские отношения с немногочисленными друзьями с детства и на всю жизнь.
 Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.  Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он  твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

 Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком, а потому с фанатизмом трудоголика  ещё больше погружался в творчество.
Художественное наследие художника составляет более 800 работ маслом и множество акварелей, а сколько ещё было им самим уничтожено, как неудачных.
В связи с примером жизни этого художника интересен тот факт, что талант развился не сразу. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. Рисование было обязательным предметом в школе, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал — его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля — Эмиль Золя, который впрочем тоже не развил своё  проявившееся в детстве дарование, а  стал  известным писателем. 

Сезанн был хорошо образован, и он  хорошо учился: получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из трудов классических греческих авторов.


В зрелые годы  палитра художника заметно посветлела, неуверенность в себе и мире уступила место  осознанию таинственной сложности мира. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения. В пейзажах Сезанна почти не встречаются абсолютно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон.

 Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата.

О Сезанне рассказывают, что он говорил, ударяя себя по лбу: «Живопись здесь, внутри». 

 Казалось бы, что можно придумать, рисуя яблоко!

 Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так:
«О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть», а о  яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками».  Так и случилось.


  На таких простейших примерах, как изображение яблока, он стремился показать истинную красоту природы. Один из молодых художников посетил Сезанна, когда тот работал над одним из натюрмортов, и был поражен: «Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за появлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая под них монетки в один и два су. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение.



 Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, по его убеждению декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. И хотя трёхмерность на живописном полотне — искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, потому что изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности. Поэтому работы Гогена, например, Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
 Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство, и в  основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм.
 Сезанн стал таким образом родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда.

Для рассказа о художнике см.
Краткая биография художника
Самые известные картины
Интересная идея рассказа о художнике- рисованный мультфильм, как в этом школьном проекте.

Рисуем как Сезанн

 См. супер коллекции -иностранные проекты по творчеству художника( на англ. яз.)

Меня восхищают карточки Монтессори по творчеству художников. (Делают 12 карточек с репродукциями  известных картин художника с названием и 12 тех же карточек с отрезанными полосками с названиями. Дети припоминают названия картин и проверяют себя по первым- контрольным карточкам.)

 Учителя рисования любят на примере творчества Сезана объяснять концепцию натюрмортов. Мне нравятся яркие  контрасты и чёткие контуры на полотнах художника! У детей это тоже здорово получается!

На полотнах художника ребята с радостью находят множество фруктов, дыни, вишни и даже красный лук. 
Кстати, задайте вопрос ребятам, не видят ли они странное в натюрморте " Тюльпаны и яблоки":)
 Рисуем как Сезан "Яблоки на тарелке"- темпера и пастель
 Источник: http://picmia.com/450887-b-art-z-elementary-art


 Пример оформления выставки работ в технике акварели и темперы
 Источник: http://elipalteco.com/grade-1-art-lesson-plans/art-rocks-grade-1-marvelous-cezanne-paintings-lesson-plans-1cezannedi/


Написать пост мне помогли источники:
https://lady.mail.ru/article/477214-samye-neobychnye-natjurmorty
https://www.deepspacesparkle.com/happy-birthday-paul-cezanne/

3 комментария :

  1. Спасибо за красивую статью! Живопись она, действительно, внутри )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага:)Написала своё море впервые и поняла, что значит писать, дописывать, переписывать, дополнять- так и хожу каждый день вторую неделю к листу, т.е холсту:)

      Удалить
    2. =))) Для меня частенько встаёт проблема - вовремя остановиться. Не переборщить.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...