МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Занимательная география.Тема " Космос. Планета Земля" "

четверг, 19 июня 2014 г.

Занимательная география.Тема " Космос. Планета Земля" "

Возрастной диапазон: 4-8 лет 

Материалы: верёвочка или клубок ниток для игры с ассоциациями во вводной части; иллюстрации( Гагарин, космонавт в скафандре,Земля) флажки( красный, жёлтый, оранжевый, зелёный); мнемотаблица;  мел для рисования  кругов-планет на полу; для опыта: рюмка, спирт, вода, растительное масло, пипетка; для подвижной игры; для творческой части: листы чёрной бумаги, тени для глаз.
  Музыкальное сопровождение: музыка группы Space (mp3)

Ход занятия
1. Вступительная часть. Приветствие.
2. Вводная в тему часть
Угадайте загадки (загадываем, пока отгадают):
 Рассыпался горох по ста дорог
Никто его не соберёт
Ни царь, ни царица,
ни девица, ни бела-рыбица

На чёрный платок
Просыпано просо
Пришёл петушок,
А склевать то не просто

В чёрном небе
До зари
Тускло светят фонари
Фонари-фонарики
Меньше, чем фонарики
(Звёзды)

Рассыпался горох по сту дорог: Никто его не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красна девица, ни бела-рыбица.

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zvyozdy-dlya-detej-25-luchshix.html
Рассыпался горох по сту дорог: Никто его не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красна девица, ни бела-рыбица. (Звезда)

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zvyozdy-dlya-detej-25-luchshix.html
Рассыпался горох по сту дорог: Никто его не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красна девица, ни бела-рыбица. (Звезда)

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zvyozdy-dlya-detej-25-luchshix.html
Беседа о космосе, его освоении и о планетах
 – В безоблачный  ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. на самом деле звёзды- это раскалённые газовые шары,похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем солнце- красного. Солнце- тоже звезда. Вокруг него вращаются 8 крупных планет, множество мелких планет- астероидов и кометы. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится Солнце.
 Загадочный мир звёзд и планет всегда притягивал человека, но понятнее он стал только, когда человек полетел в космос.
 Сначала запустили на разведку специальные космические аппараты- спутники. Позже полетели животные( Помните, как звали собак-космонавтов? Белка и Стрелка), а потом и человека отправили покорять космос.Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин). Мы всегда будем помнить этого отважного человека. Сколько бы новых подвигов не совершалось, он всегда останется героем.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639023/526d8fe5-a049-4f91-b22c-ecb15d925f8f/s1200
–Очень много людей заняты в подготовке космических полетов: ученые, конструкторы, военные, строители и рабочие- все  вместе они строили космодром, собирали ракету, готовили космонавтов.
  Как вы думаете все ли могут быть космонавтами? Каким должен быть человек, который готовится полететь в космос? ( Ответы детей: здоровым, смелым, внимательным)
Давайте и мы попробуем подготовиться к полету. Может быть в будущем кому-нибудь из вас представится такая возможность. Космонавт должен уметь четко выполнять инструкцию и ориентироваться в пространстве.
Упражнение «Будь внимателен!»
Инструкции:
  • постройтесь в круг;
  • поднимите руки вверх;
  • подпрыгните на правой ноге;
  • правой рукой возьмитесь за левое ухо;
  • левой рукой возьмитесь за правое колено;
  • покажите левую ногу;
  • левой рукой покажите правый глаз;
  • спрячьте руки за спину.
–Инструкции выполняем четко, а теперь подготовимся к полёту.

Разминка "Подготовка к полету"

Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз).
https://www.roscosmos.ru/media/gallery/big/23925/5675695896.jpg
космонавт в скафандре на фоне ракеты( космического корабля)

 Подвижная игра «Ракетодром» с флажками (флажки из цветной бумаги на палочках)
Мы сейчас все космонавты ,
Как Гагарин, как Титов.
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов .
Старт!( Ведущий или один из детей поднимает красный флажок )
Дети по знаку красного флажка  начинают двигаться по кругу под космическую музыку ,через некоторое время  второй ребенок поднимает желтый флажок –дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок –дети начинают двигаться свободно, четвертый ребенок поднимает зеленый флажок –дети садятся на корточки или останавливаться на месте. Дети сами контролируют процесс поднятия флажков. Главная задача играющих внимательно следить за флажками. Играем 4-5 раз.


–Ребята, что видит космонавт из иллюминаторов космического корабля?( Ответы детей: звёзды, планеты)
 –О чём он скучает там высоко?(Ответы детей:  о  Земле)
Ребята, когда Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю в иллюминатор, то он сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» 
 https://cs.pikabu.ru/post_img/big/2013/09/06/12/1378497068_1033138119.jpg


10мин
–Давайте выучим стихотворение об этом. Я знаю способ, как очень быстро его запомнить. Помогут нам в этом простые картинки Один раз я прочитаю вам стихотворение, указывая на картинки, потом мы повторим его все хором. Кто захочет может попробовать вспомнить его по картинкам:
http://www.boltun-spb.ru/mnemo_prof.html
15 минут
Игра «Неизведанная планета».
Ребята давайте полетим дальше! Летим, Летим!
Прилетели! Заглушили все свои моторы!
Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут инопланетяне. С ними надо научиться разговаривать. Они не понимают ни русского, ни английского языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться с ними здороваться.
Я попрошу выйти ко мне трёх человек. (Выходят на середину зала). Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы! Полетели на следующую планету!

–Всего в солнечной системе 8 планет.( На полу мелом рисуем круги и шагаем по ним в соответствии с текстом):

А. Усачев "Лунный звездочет":
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Кто не верит - тот болтун
(Мы считалочке переделали предпоследнюю строчку)
 Варианты: можно шагать по коврикам, выкладывать по порядку кружки на магнитной доске и т.д.
15минут


3. Опыты и наблюдения
"Космос в стакане"
Рюмка или стакан 250 гр. растительное масло, спирт, вода, пипетка.
1. Наливаем в рюмку грамм 100-150 спирта

2. Пипеткой осторожно капаем в него большую каплю масла. если у вас пипетка маленькая, то капать вам надо будет несколько раз в одно и то же место.
Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира (дети таки по тарелке борща ложкой гоняют :) А в спирте капля сразу же опустилась на дно! И выглядит она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар!
Почему масло в спирте ведет себя иначе, чем в воде? Все дело в плотности этих трех жидкостей! Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.
Почему же масло превратилось именно в шар? Тут дело в том, что шар - это самая экономичная фигура. У шара площадь поверхности минимальная при максимальном объеме. То есть говоря простым языком - у него снаружи на оболочку пойдет минимум вещества, а внутри поместиться больше вещества, чем в любой другой фигуре. Поэтому все на свете при отсутствии других сил стремиться принять форму шара. И капли воды и планеты. Поэтому-то и показывают в космических съемках, как вода летает в невесомости в виде шариков - ведь на нее там не действует сила тяжести, заставляющая воду на Земле принимать форму поверхности или сосуда. И поэтому наша капля масла в спирте стала круглой - спирт давит на поверхность капли со всех сторон одинаково поэтому она в нем находится все равно что в невесомости.

3. Но если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт немного менее плотным. А попросту добавить в него чуть-чуть воды. Воду добавляйте маленькими порциями до тех пор, пока шар не начнет "левитировать" над дном рюмки.  Дело в том, что масло и вода, масло и спирт являются несмешиваемыми жидкостями. Поэтому граница между ними всегда четкая. А вот спирт и воду можно легко смешать - и получится новая жидкость уже с другими свойствами, в частности, плотность у нее будет больше, чем у чистого спирта. Поэтому и масло со дна начнет всплывать.( Татьяна Пироженко http://www.tavika.ru/2016/04/kosmos.html )

Полет в космос(вариант для  4-леток- им предпочтительнее игры в кругу)

Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идем.
Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед.

Повернувшись внутрь круга,
Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг,
Останавливаются, образуют круг, взявшись за руки.

Наши руки, приподнявшись,
Прямые руки поднимают вверх.

Лучиками стали вдруг.
Потянуться вверх на носочках.

Мы сомкнулись, повернулись
Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.

Раз! И солнцем обернулись.
Руки вверх - потянуться на носочках.

Чтоб нас лучше разглядели,
Раз – присели, два – присели.
Руки вперед, приседают два раза.

Вдаль сейчас ракета мчится,
Прямые руки поднимают вверх,
соединяя ладони рук над головой.
 Прямо к звездной тишине.
Потянуться на носочках.

И звездою обратившись,
Прямые руки над головой–растопырить пальцы рук.
Ярко светит в темноте.
Выполняют движения «фонарики» кистями рук.


4. Творческая часть
 Нетрадиционное рисование пальчиками тенями для глаз на чёрной бумаге.


–Мы с вами немного попутешествовали, а сейчас я предлагаю вам нарисовать ваши впечатления. Тема рисования у всех одинаковая: «Загадочный мир космоса».

Дети приступают к выполнению работ.

По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.


+++ Идеи поделок и заданий для тематической недели
 моя  пополняемая коллекция идей для занятий и поделок на пинтерест
См. тематическое занятие из дружественного блога "Весёлые будни "http://veseliebydni.blogspot.com/2015/04/blog-post_16.html?showComment=1429180368816#c8598443329981419199
Замечательный проект "Покорители космоса"  с подборкой конспектов занятий http://www.ug.ru/method_article/655
Множество идей в коллективном блоге http://super-yana.blogspot.com/2011/03/blog-post_19.html?utm_source=BP_recent
Дидактическая игра с конструированием http://vospitatel-ds.blogspot.com/2012/04/blog-post.html
Карточки для занятий "Расскажите детям о космосе"https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post269338910/
Подготовка руки к письму:


 
Идеи для творческой части 
 Распринтовать фото луны разных размеров для рисунков https://mrprintables.com/doodle-on-the-moon.html - интересная идея для оформления рисунка.

Как нарисовать планету, смешивая цвета маркеров на водной основе?( используется  бумага ручной работы или фильтры для кофе):http://artandsoulpreschool.blogspot.com/2013/04/earth-day.html

 Как нарисовать планету пеной для бритья:https://www.youtube.com/watch?v=R_jBO0-cELA#t=30:
Устройство звёздного небе в коробке:
 в дырочку можно наблюдать светящиеся в темноте звёзды


Как запустить ракету на воздушном шарике. Всегда вызывает восторг это устройство http://alittlelearningfortwo.blogspot.com/2010/11/balloon-rockets.html

20 классных поделок: http://www.redtedart.com/2012/07/09/space-crafts-ideas-to-inspire/

Подвижная игра  "Ждут нас быстрые ракеты"


На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля – Венера – Земля», «Земля – Луна – Земля», «Земля – Марс – Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) – ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.
 Опоздавшие игроки становятся в центр. Игра повторяется несколько раз.
Вариант:Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.

Игра «ракетодром»

Мы сейчас все космонавты ,
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов .
Старт.(Ведущий поднимает красный флажок )Дети стоят вокруг ракеты.

По знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку,
 через некоторое время  второй ребенок поднимает желтый флажок –дети двигаются по кругу в другую сторону,
 далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок –дети начинают двигаться свободно по залу, 
четвертый ребенок поднимает зеленый флажок –дети садятся на корточки или останавливаться на месте.
 Главная задача играющих внимательно следить за поднятиям цветом.

Мы удачно приземлились, из полета возвратились.


Кулинария( если есть такая возможность)


Фрукты на шпажках "Ракета". Для одной "ракеты" понадобится четвертинка кольца ананаса, четвертинка банана и небольшой треугольный кусочек арбуза. Кусочки фруктов нанизываются на деревянные длинные шпажки: ананас,банан, арбуз. Полетели!


Для блюда "Солнечная система" понадобится синяя тарелка и кусочки овощей, фруктов и ягод: кружок апельсина-солнце, кружок яблока с кожурой-Юпитер, кружок киви- Земля, кружок клубники или малинка- Марс, виноградинка зелёная- Венера, виноградинка красная- Меркурий, Сатурн придётся вырезать кружок и полукруг из любого плотного плода жёлтого цвета- тыквы, манго, репы и установить полукруг на кружке, для урана и нептуна возьмите
 горошину и кукурузное семя. Можно  немного посыпать сверху сахарной пудрой и нанести несколько точек густым белым йогуртом.
Rocket fruit - Watermelon, banana and canned pineapple. I am SO making this for my last snack mama day at perschool!! They are learning about space :)
Snacktime to teach the solar system. | 31 Clever And Inexpensive Ideas For Teaching Your Child At Home
 
Как сделать съедобных пришельцев:
Вам понадобится  банка, крахмал, зелёный краситель или готовый кисель, готовое желе, и бегающие глазки. Чтобы у самых маленьких детей не возникло желание съесть глазки, приделайте их к дну или стене банки снаружи.
https://www.makeandtakes.com/googley-eyed-green-blobs:
 
Почитать детям:
Левитан "Асторономия для умненьких детей"-https://vk.com/ranneerazvitie?w=wall-2756772_84232- по ссылке доступны 6 частей:
Маленькие планетки
Ау, инопланетяне!
В семье Солнышка «танцуют» все
Длинноволосые звёзды
Камни, которые упали с неба
Звёзды – солнышкины сестрички

 Мультипликационные фильмы:"Незнайка на Луне", "Белка и Стрелка".

 можно заглянуть ко мне на занятие с 3-4 летними детьми "Мы-космонавты"

Все конспекты к циклу занятий "Занимательная география"( 40 часовых занятий) у меня можно купить. Пишите на почту: aksana.slavika@yandex.ru

Комментариев нет :

Отправка комментария

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...